Если у Вас нет духовника - page 77

определения одного из последних архиерейских соборов говорят о том, что в этой практике (для
священнослужителей) могут быть исключения, если, в свою очередь, общественная ситуация вокруг
становится исключительной и прямо этого от христианина (и священнослужителя) требует.
Как относиться ко множеству чудес в наше время?
Как правильно относиться к множеству чудес, происходящих в наше время, например, к
большому количеству мироточащих икон? Все ли чудеса бывают истинными и как отличить
истинное чудо от ложного?
Всякое истинное чудо имеет смысл и цель свидетельствовать о действии благого Промысла
Божьего в нашей земной жизни. Конечная цель этого Промысла — наше спасение, избавление от
греха и смерти. Считая себя христианами, мы знаем, что спасение уже осуществлено во Христе
благодаря Его схождению в мир, благодаря Его Крестной жертве и Воскресению. Существование
Церкви Христовой в этом мире, исполненном греха, смерти и тления, уже есть великое чудо не
прекращающегося действия благодати Божией, дарующей нам спасение. Чаще всего оно происходит
обычным порядком — без особых знамений, при слышании и восприятии нами Слова Божия, при
нашем покаянии, при совершении богослужения, но иногда, по особому смотрению Божьему,
явление благодати может совершаться через видимые чудеса и знамения.
«Чудеса Господа имели святой смысл, святую цель. Хотя они и сами по себе были великими
благодеяниями, но в видах Божественного смотрения служили только свидетельством и
доказательством благодеяния несравненно высшего. Господь, приняв человечество, принёс
человекам вечный, духовный, бесценный дар: спасение, исцеление от греха, воскресение из вечной
смерти. Слово Господа и образ жизни являли этот дар со всею удовлетворительностию: по жизни
Господь был безгрешен, всесвят; слово Его было преисполнено силы. Но человеки ниспали глубоко
во мрак и мглу плотского мудрования; сердца и умы их ослепли. Оказалось нужным особенное
снисхождение к болезненному состоянию человеков; оказалось нужным дать самое ясное
свидетельство для телесных чувств их; оказалось нужным посредством телесных чувств сообщить
жизненные познания уму и сердцу, которые умерли свойственною им смертию, смертию вечною. В
помощь слову Божию даны Божии чудеса», — так пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) в своём
замечательном труде «О чудесах и знамениях».
По слову святых отцов, видимые чудеса имеют, скорее, вспомогательное значение и никак не
могут быть основным смыслом и целью духовной жизни. Чаще всего они служат для обращения тех,
кто по своему внутреннему устроению нуждается именно в такого рода свидетельстве о правде
Божией. «Знамения были наиболее предназначены для убеждения и приведения к вере людей
чувственных, занятых попечениями мира. Погружённые в житейские заботы, постоянно
пригвождённые душою к земле и делам её, мало способны оценить достоинство слова. Милосердое
слово привлекало их к спасению, даруемому словом, посредством видимых знамений, которые,
составляя собою вещественное убеждение, действовавшее чрез чувства, приводили немощную душу
к всемогущему, спасительному слову». Эти «…знамения свидетельствовали о силе и значении слова.
Существенный деятель — слово. Не нужны там знамения, где приемлется слово, по причине
понятого достоинства, принадлежащего слову. Знамения — снисхождение к немощи человеческой»
(Там же).
Святые отцы также говорят о том, что обилие чудес в первохристианские времена, совершаемые
Апостолами и их учениками, были не только свидетельством святости и силы веры тех, через кого
эти чудеса совершались, но и главным образом необходимы были для обращения язычников. «При
споспешестве дивных знамений Апостолы быстро распространили христианство по вселенной:
1...,67,68,69,70,71,72,73,74,75,76 78,79,80,81,82,83,84,85,86,87,...163
Powered by FlippingBook