Если у Вас нет духовника - page 100

результате такой процедуры, может ощущать себя не самостоятельной личностью, а всего лишь
«копией» кого-то из живущих или ранее живших людей».
В конечном счёте проблемы с возможным появлением человеческих клонов будут заключаться не
только в сфере теоретической (кто это будет — более чем животное или менее чем человек?), но и в
сфере нравственно-практической. Неизбежно возникнут вопросы о том, каков будет социальный и
общественный статус клона, каким будет отношение к клону общества и, наконец, как должна будет
к человеческим клонам относиться Церковь? Можно ли будет распространять на них действия
Святых Таинств, например, крестить? И если крестить, то как: может быть, с формулой «аще человек
есть»? Не исключено, что, для того чтобы сказать, «можно» крестить или «нельзя», понадобится
действительно общецерковное богословское обоснование, к которому возможно прийти только на
уровне соборного разума всей Церкви, а не на уровне мнения того или иного священнослужителя.
Есть у этой проблемы ещё одно измерение — апокалиптическое. В
Откровении
апостола Иоанна
Богослова антихрист не называется человеком, но — зверем. Вспомним, что у некоторых святых отцов
есть совершенно конкретные высказывания, что рождение антихриста будет пародией на непорочное
зачатие и рождество Христа Спасителя. Если предположить, что антихрист будет не более чем клоном,
в которого и станет вселяться дьявол, то эти святоотеческие прозрения находят в наши дни вполне
«естественнонаучные» подтверждения. Можно ещё добавить, что подобного рода «научность» делает
попытки клонирования человека работой именно адовой, чему Церковь и мы сами, если ещё считаем
себя христианами, должны, как можем, противостоять.
«И мы томимся, отовсюду окружённые умами, нарушившими верность истине, вступившими в
блудную связь с ложью, заразившимися ненавистью против писаний, вдохновенных Богом,
вооружившихся на них хулою, клеветою и насмешкою адскою. Наш подвиг имеет цену пред Богом: на
весах Его взвешены и немощь наша, и средства наши, и обстоятельства, и самое время» (Святитель
Игнатий (Брянчанинов). Письма. Письмо 229).
Как Церковь относится к экстракорпоральному оплодотворению?
Батюшка! Помогите, пожалуйста, разобраться. У меня есть подруга. Ей сорок два года. У
них с мужем одиннадцалетний сын. Они очень хотят второго ребёнка, но ничего не получается. И
сейчас они склоняются к методу эстракорпорального оплодотворения. Но ей нужен донор
яйцеклеток, так как её уже старые и есть большой риск, что ребёнок родится нездоровым. Она
просит стать донором меня, мне 32 года. Я вроде бы понимаю её желание и хотела бы помочь, но
меня тревожит несколько вопросов. Как церковь относится к такому виду зачатия и не является
ли это вмешательством в Промысел Божий о человеке? Наталья.
Уважаемая Наталья! Возможно, мой ответ несколько разочарует Вас, но всё же Церковь относится
отрицательно к методу экстракорпорального оплодотворения по той простой причине, что на практике в
осуществлении этого метода происходит образование нескольких эмбрионов, из которых для
дальнейшего выращивания выбирается только один, тогда как оставшиеся подвергаются уничтожению.
Такого рода «выбор», естественно, не может рассматриваться Церковью как нравственный или хотя бы
нейтральный, поскольку элемент убийства здесь очевиден. Кроме того, практика «донорства» в такого
рода методиках является сомнительной с точки зрения элементарной нравственности, ведь в самих
манипуляциях с чужим клеточным материалом и последующей пересадкой в организм женщины-донора
невольно начинает присутствовать и прелюбодейный момент, и рациональное человеческое вторжение в
достаточно сокровенные и таинственные процессы. К тому же в дальнейшем не исключён и
определённый мировоззренческий кризис женщины-«донора», которая порой начинает воспринимать
выношенного и рождённого ею ребёнка «своим». В общем, будьте осторожны и, мой Вам совет, не
спешите соглашаться на столь рискованные опыты и предприятия!
1...,90,91,92,93,94,95,96,97,98,99 101,102,103,104,105,106,107,108,109,110,...163
Powered by FlippingBook