Если у Вас нет духовника - page 98

от «не входи в храм» до «такие запреты существуют в иудаизме». Пожалуйста, помогите
разобраться в этом щекотливом вопросе.
Если мы откроем книгу «Правила Православной Церкви», то во 2-м правиле святителя Дионисия,
архиепископа Александрийского, можем прочитать: «О женах, находящихся в очищении,
позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошати. Ибо
не думаю, чтобы оне, аще суть верныя и благочестивыя, находясь в таком состоянии, дерзнули или
приступити к Святой Трапезе, или коснутися Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая
дванадесятилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулася не Ему, но токмо воскрилию.
Молитися, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминати Господа и
просити помощи не возбранно есть. Но приступати к тому, еже есть Святая святых, да запретится не
совсем чистому душею и телом».
Из этого правила можно сделать по меньшей мере два вывода. Наиболее очевидный — что
приступать к Святым Тайнам в таком состоянии женщинам запрещено, а также что, по видимости, в
этом правиле присутствует запрет и на вхождение в храм. Однако последнее требует более
внимательного рассмотрения. Очевидно, что автор данного правила прямо связывает само
вхождение в храм с последующим причащением Святых Христовых Таин. Действительно, в
древности многие христиане причащались регулярно, за каждым евхаристическим собранием, какое
могли посетить. По мысли святителя Дионисия, женщина, находящаяся в очищении, не может
причащаться, то есть не может участвовать в общем евхаристическом собрании, следовательно, ей и
нет необходимости входить в дом Божий.
Окончательный вывод может быть следующим: в канонических правилах святых отцов мы
находим однозначный запрет на возможность в данной ситуации приступать к тем или иным Святым
Таинствам. Однако в зависимости от обстоятельств и совести кающихся могут делаться некоторые
послабления. К примеру, для тех, кто находится в тяжёлом душевном состоянии, серьёзной скорби,
нуждается в совете или даже исповеди у священника, вполне уместно будет смягчить строгость этого
правила и разрешить им присутствие в храме (при этом запрет на причащение сохраняется. Также
нельзя прикладываться к кресту, Евангелию, иконам, вкушать просфоры или святую воду). Есть и
более серьёзное исключение из вышеуказанного правила, когда женщину, находящуюся в подобной
немощи, должно причастить, если её жизни угрожает опасность.
Саму же суть данных запретов вовсе не обязательно связывать с иудаизмом или только
ветхозаветными предписаниями как таковыми. По слову псалмопевца, «грехопадение кто разумеет»
— то есть мы своим ограниченным умом не можем не осознать всей греховной повреждённости
нашей человеческой природы, тем более всё в этой области исчерпывающе изъяснить. Хотя сфера
родовой деятельности человека сама по себе не является греховной, но она также претерпела
серьёзные искажения вследствие грехопадения прародителей. С этим и связаны и те канонические
ограничения или запреты, которые были сформулированы святыми отцами вполне осмысленным и
не случайным образом.
1...,88,89,90,91,92,93,94,95,96,97 99,100,101,102,103,104,105,106,107,108,...163
Powered by FlippingBook