Если у Вас нет духовника - page 99

ИНДУСТРИЯ ГРЕХА
Как относится церковь
к клонированию человека?
Как относится Церковь к клонированию? Будет ли человеческий клон обладать душой,
будет ли он человеком? И если да, означает ли это, что Господь участвует в процессе
клонирования?
Безусловно, что отношение Церкви к таким генетическим экспериментам, как попытки
клонирования человека, является отрицательным. Очевидно, что здесь мы имеем дерзкое вторжение
человека в сферы, которые являются прерогативой Самого Творца. Очевидно также, что
безнаказанно такого рода фокусы человеку с рук не сойдут. Грех неверия, гордыни и даже
богоборчества здесь слишком очевиден. Нелепо думать, что Бог может в этом участвовать или
помогать человеку. Как и всякий грех, подобное становится возможным не по воле Божией, а только
по Божию попущению. Господь не противится устремлениям человеческой воли, предоставляя ему
реальную свободу — жить по вере или жить без веры. Человек имеет в себе образ Божий, призван к
спасению во Христе, но вне Христа, вне благодати, все данные ему способности и дары, сам дар
творчества, как мы видим, может подвергаться какому угодно искажению. К сожалению,
современное развитие науки, техники и биомедицинских технологий даёт человечеству инструмент
для вторжения в такие сферы, о каких могли лишь мечтать, к примеру, древние колдуны или
алхимики.
К каким опасным последствиям может привести клонирование? В «Основах социальной
концепции Русской Православной Церкви» говорится, что клонирование «открывает возможность
манипуляции с генетической составляющей личности и способствует её дальнейшему
обесцениванию». Действительно, здесь и возникают вопросы, на которые пока нет исчерпывающих
ответов: будет ли человеческий клон иметь живую душу, будет ли он иметь образ Божий? Дело ещё
и в том, что само понятие личности для христианского мировидения таинственно. Феномен
личностного бытия прямо связан с происхождением человека как высшего творения Божьего, как
имеющего возможность наследовать жизнь вечную в личностной полноте её восприятия. Кстати
говоря, в православном богословии мы не имеем окончательных определений ни того, что есть
личность, ни того, что есть образ Божий в человеке, ни того, что собой представляет бессмертная
душа. Нет этому «умственных» определений, потому что за всем этим стоит тайна творения Божьего,
жизнь горняя, вечная, которую вполне рационально и не изъяснишь.
Тем более, когда человек начинает неосмотрительно вторгаться в эту сферу, можно ожидать
самых непредсказуемых результатов. Видимо, искать точные ответы на то, кем же, по сути, могут
быть человеческие клоны, пока рано. Очевидно, что в любом случае это будут существа ущербные,
производные от циничной, извращённой и богоборческой деятельности, существа, обречённые
самим человеком на невиданные доселе страдания и бедствия. В тех же «Основах социальной
концепции…» Церковь уже засвидетельствовала: «Замысел клонирования является несомненным
вызовом самой природе человека, заложенному в нём образу Божию, неотъемлемой частью которого
являются свобода и уникальность личности»; «клонирование человека способно извратить
естественные основы деторождения, кровного родства, материнства и отцовства. Ребёнок может
стать сестрой своей матери, братом отца или дочерью деда»; «человек, появившийся на свет в
1...,89,90,91,92,93,94,95,96,97,98 100,101,102,103,104,105,106,107,108,109,...163
Powered by FlippingBook