Если у Вас нет духовника - page 26

Важно для нас не бегать скорбей и не роптать на то, что с нами приключается, не искать
самооправданий, но всё принимать и как следствие наших грехов, и как горькое, но спасительное
лекарство, необходимое нам для научения евангельским заповедям.
«Взять крест свой — значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и
бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших
согрешений. Тогда крест служит для человека лествицею от земли к небу» (Там же).
Что такое хула на Духа Святого?
Что такое хула на Духа Святого? Я слышала, что если человек знает, что некий поступок
— грех, и все равно его делает, то это хула на Духа Святого. Например, если верующая женщина
сделает аборт.
Понятие хулы на Духа Святого мы находим в Евангелии, в словах Самого Христа Спасителя (Мф
12:32; Лк 12:10). Если попытаться кратко сформулировать, то это есть последнее, или конечное,
отвержение человеком спасающей благодати Божией, отказ от самого спасения, отвращение от Бога
как источника жизни вечной. Понятие это может быть трудным для законнического или так
называемого юридического понимания спасения, однако если исходить из того, что спасение от
греха заключается, прежде всего, в обретении личностного общения с Богом, тогда как утрата или
отсутствие этого общения для человека гибельно, то понятие хулы на Святого Духа может быть
осознано именно как полный разрыв общения с Богом, как явное противление всему тому, что этому
общению способствует.
По учению святых отцов, общение человека с Богом во Христе осуществляется именно Духом
Святым, через восприятие кающимся благодати Божией. Что же отлучает нас от Бога, что лишает
благодати? Грех, причём, как правило, упорствование, нераскаянность во грехе. Поэтому по
видимости немотивированная и иррациональная злоба по отношению к Церкви объясняется очень
просто: только Церковь одним своим существованием обличает мир во грехе и призывает к
исцелению от греховной болезни, к покаянию, к восприятию благодати. Церковь призывает к самому
серьёзному изменению нашей жизни и свидетельствует, что это изменение возможно. Другое дело,
что не всякий человек и не всегда этого изменения хочет. Лучшая же защита — нападение, почему
Церковь часто и вызывает такую ожесточенную критику или даже гонения.
Однажды у святого праведного Иоанна Кронштадтского спросили, покается ли Лев Толстой, на что
он ответил: нет, не покается, потому что он похулил Духа Святого. И к сожалению, эти слова
действительно исполнились: незадолго до смерти, во время своего «ухода», Лев Толстой приезжал в
Оптину пустынь и даже, прогуливаясь, подходил к скиту, где подвизались Оптинские старцы, однако
отворить калитку и зайти в скит так и не смог. Казалось бы, сделай только шаг, войди к старцам — и
вот уже возможность покаяния... Но не вдруг и не случайно в своё время Толстой перекраивал на свой
лад Евангелие и издевался над церковными Таинствами. Причиной этому была страсть гордости. И сия
же страсть не пустила писателя к Оптинским старцам.
Так, не случайно и не в одночасье, человек оказывается способен на отвержение благодати Божией. С
другой стороны, не бывает, чтобы случайно же, в силу нелепого стечения обстоятельств, он лишился
возможности покаяния. Самый серьёзный нравственный выбор— между верой и неверием — остаётся, в
конечном счете, за самим человеком. И если, осознавая, что некий поступок есть грех, да ещё и тяжкий,
заведомо отлучающий от церковного общения, он всё же предпочитает грех, это действительно близко к
хуле на Святого Духа, потому что является отвержением Духа, отказом от благодати. Недаром в
древности христианку, виновную в грехе аборта, Церковь отлучала на двадцать лет. Это свидетельствует
о тяжести такого рода греха и о высоте христианского звания.
1...,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25 27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,...163
Powered by FlippingBook