Если у Вас нет духовника - page 25

Такое откровение помыслов на исповеди духовнику возможно как сильнодействующее
терапевтическое средство, предпринимаемое в исключительных ситуациях. Практиковать
регулярное откровение помыслов в наше время вряд ли возможно, именно в силу отсутствия
духоносных наставников и нашей общей духовной немощи.
«Глинский старец Серафим Романцов на вопрос, как спасаться, если нет старцев, в своём письме
отвечает: «Все имеют скорби. Они заменяют старцев, так как их попускает Господь, зная сердце
каждого. Никто не поможет и не изменит нас, если не менять себя самому. Начинать надо со
внимания к языку и уму. И надо постоянно следить за тем, чтобы обвинять себя, а не других» (Там
же. С. 120).
ГРЕХИ НАШИ ТЯЖКИЕ
Всегда ли скорби даются за грехи?
Всегда ли скорби даются за грехи? Когда со мной случаются какие-то неприятности, я
начинаю думать, а в чём же я согрешил, и бывает, не могу найти за собой вины.
Скорби даются или попускаются Богом и по нашей греховности, и ради нашего спасения. Дело
не в том, что скорби следуют как обязательное наказание за конкретный грех. Если бы это всегда
было так, подобно действию закона высшей справедливости, то от нас давно бы мокрого места не
осталось.
Иногда, впрочем, можно усмотреть, что та или иная скорбь или болезнь являются следствием
конкретного греха или действия в нас страстей, с которыми мы не боремся. Но браться всякий раз
распутывать причинно-следственный клубок различных событий — занятие неблагодарное, а иногда
и вредное, поскольку не человеческого ума дело пытаться исчерпывающим образом постичь
действие Промысла Божия. В конечном счёте важно научиться не оправдывать себя («не могу найти
за собой вины»), но углублять с Божией помощью свой покаянный опыт, усовершаться в видении
собственных грехов, потому что это и есть собственно святоотеческий путь, христианское делание,
евангельская заповедь: «Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя
возвысится» (Лк 14:11).
По нашей греховности и по тому, что мир во зле лежит, скорби неизбежны для всякого человека, но
важно само наше восприятие скорбей и болезней. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что
всякому человеку дан крест скорбей и болезней, и это есть крест человеческий; но наш крест
становится Христовым, когда мы его берём на себя, то есть стараемся претерпевать всё с верою и
упованием. «Взять крест свой — значит доблестно претерпевать тяжкий невидимый труд, невидимое
томление и мученичество ради Евангелия, при борьбе с собственными страстями, с живущим внутри
нас грехом, с духами злобы, которые с яростию восстанут против нас и с ожесточением воспротивятся
нам, когда мы вознамеримся свергнуть с себя иго греха и подчиниться игу Христову» (Святитель
Игнатий (Брянчанинов). Поучение в третью неделю Великого поста «О крестоношении». Творения: в 7
т. Т. 4. Аскетическая проповедь).
Тогда действительно скорби оказываются спасительными, смиряют нас, умягчают сердце. Недаром
святые отцы говорили, что в последние времена христиане будут спасаться терпением скорбей и
болезней, потому что больших духовных подвигов по немощи самих верующих просто не будет.
1...,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24 26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,...163
Powered by FlippingBook